В рамках работы Центра экологического образования на базе школы создана

экспериментально-исследовательская площадка "Экочудо".

Экспериментально-исследовательская площадка - это результат трехлетней работы инициативной группы обучающихся. Все началось с невинного предложения ученика 7 класса принести в кабинет биологии для проведения лабораторной работы «Внешнее строение моллюсков» несколько улиток. Уголки живой природы в образовательных учреждениях выполняют важную воспитательную работу, знакомят ребят с повадками животных, особенностями их поведения и биологии, а также повышают духовность ребят, учат их доброте, заботливости, трудолюбию, состраданию. Постепенно уголок живой природы расширялся и стал основой для исследований и экспериментов.

В первую очередь необходимо было определить подходящих животных для организации экспериментально-исследовательской площадки, изучить санитарно-гигиенические требования их содержания в образовательном учреждении, а также обеспечить объекты площадки всем необходимым.

Сначала условия содержания для животных подбирались методом проб и ошибок. В дополнительной литературе, в сети - интернет можно найти массу рекомендаций по содержанию тех или иных животных в неволе, однако, на практике не все эти советы полезны, а иногда и противоречат друг другу. Поэтому возникла необходимость в консультации со специалистами, большую помощь оказали работники Северского зоопарка. В настоящее время с помощью цифровой лаборатории «Архимед» экологические условия содержания (абиотические факторы необходимые данным животным) выявлены, изучены и соответствуют оптимальным.

 

Требования к содержанию животных в образовательном учреждении.

 

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.1249-03 и СанПиН 2.4.1.1251-03, при организации занятий эколого-биологического профиля, необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Размещение аквариумов, животных и птиц в помещениях классов запрещено. В отдельных помещениях или в специально отведенных местах можно оборудовать уголки и комнаты природы, исследовательские площадки, фитоогород, фитобар и др.
  2. Примерный состав и площади помещений для юннатской работы должны соответствовать требованиям строительных норм и правил.
  3. Помещения, предназначенные для работы детей с животными, растениями должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.
  4. Администрации и лицам, ответственным за уголок природы, не принимать на содержание диких животных и птиц, а также животных, для содержания которых нет необходимых условий, и которые могут представлять опасность.
  5. Животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых; недопустимо заводить больных, агрессивных и непредсказуемых в своем поведении животных, а также ядовитые и колючие растения;
  6. За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.
  7. Принимать новых животных только после осмотра ветеринарным врачом.
  8. Особое внимание при организации уголка живой природы следует уделять профилактике паразитарных, инфекционных и аллергических заболеваний.
  9. С детьми, ухаживающими за животными, должен проводиться инструктаж о приемах безопасного обращения с животными и оказания первой медицинской помощи.
  10. Вновь принятых животных содержать изолированно в течение месяца под особым наблюдением.
  11. Посещение площадки разрешать только в сопровождении ответственного лица.

 

Главный ветеринарный врач Калининской ветлечебницы г. Москвы Погребняк Г.А. рекомендует:

  1. содержать обычные лабораторные виды: морских свинок, золотистых хомячков, белых крыс и мышей. Эти зверьки неприхотливы, у них довольно ограниченные потребности. В то же время они общительны, легко размножаются в неволе, их можно содержать в небольшой клетке, а пищей им долгое время могут быть зерновая смесь и зеленые корма. Важно еще и то, что лабораторные животные не представляют большой опасности для детей, так как редко кусаются. Однако у начинающих натуралистов из-за недостатка опыта бывают неудачи: их четвероногие друзья могут заболеть и даже погибнуть. В случае заболевания или гибели зверька нужно установить причину и стараться больше не допускать ошибок.
  2. определить, что вас в большей мере привлекает в животном: внешний вид, безопасность при общении, способность к дрессировке или другие качества. Животные нуждаются в общении, поэтому следует подумать, сколько времени вы сможете уделять своим питомцам, как они будут участвовать в учебно-воспитательном процессе, оцените возможности помещения, в котором они будет располагаться  и т. д.
  3. определить готово ли учреждение делать финансовые взносы постоянно на протяжении нескольких лет? Все эти вопросы следует тщательно обдумать, прежде чем "прописывать" очередное животное в школе. Конечно же, лучше «заводить» такое животное, для которого легко обеспечить необходимые условия содержания, не нарушая при этом санитарно-гигиенические нормы в учебно-воспитательном заведении. Появление неприятного запаха - одна из проблем, возникающая с появлением зверька в закрытом помещении, что часто разочаровывает начинающих натуралистов, необходимо хорошо проветриваемое помещение.
  4. соблюдать правила личной гигиены и профилактики опасных для человека болезней (чума, туляремия, лептоспироз и др.).

 

Кроме того, необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка:

  • Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.
  • Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.
  • Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.
  • Животные не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.
  • При размещении обитателей площадки необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями – в прохладное и затененное.

 

Все животные экспериментально-исследовательской площадки ежегодно в январе проходят ветеринарный контроль в ОГБУ «Северском городском ветеринарном управлении». Все животные являются клинически здоровы.

 

Практическое использование школьной

экспериментально - исследовательской площадки «Экочудо»

 

Экспериментально-исследовательская площадка «Экочудо», активно функционирует на разных уровнях:

Во-первых, площадка используется в образовательном процессе для выполнения лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов, мини – исследований и проектов в рамках урока. Использование живых объектов на уроках мотивирует детей на работу, вызывает искренний интерес и прививает любовь к природе. Занятия носят познавательный характер и вызывают бурю положительных эмоций у ребят.

Во-вторых, благодаря возможности использования площадки «Экочудо», в рамках работы Центра экологического образования, ежегодно организуется проектно-исследовательская деятельность. Выполнены следующие проекты: Сад в бутылке, Выращивание тропических бабочек в домашних условиях, Новый дом для монгольских песчанок, Создание энтомологических коллекций и другие.

Кроме того, экспериментально-исследовательская площадка используется для проведения выездных муниципальных мероприятий естественнонаучного цикла, таких как «Экологическая площадка», «Экопрофиль», «Школа исследователя». В рамках этих событий ежегодно провожу обучающие практикумы для участников.

И наконец, объекты площадки «Экочудо» являются участниками различных выставок.