Внеклассное мероприятие «Толерантность»
Вступительное слово учителя (5 минут).
Звучит музыка, видеоролик (позитивный), учитель читает стих:
Человек как звезда рождается,
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности,
Поколеньями созидается,
Век за веком Земля нетленная,
Человек как Звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная…
? на слайде «НО ВСЕГДА ЛИ ЧЕЛОВЕК ПРИНОСИТ СВЕТ И РАДОСТЬ В ЭТОТ МИР?»
Видеоролик (разновидности насилия)
После просмотра ролика учитель: Как бы вы назвали одним словом, то, что вы увидели на экране? Ответы учащихся
Насилие имеет разную природу и разные проявления.
На сегодняшний день (согласно докладу Европейского регионального бюро ВОЗ "О предупреждении насилия и преступности, связанной с холодным оружием, среди подростков и молодежи") в России зафиксирован самый высокий уровень смертности от насильственных причин в возрастной группе 10-29 лет среди 53 стран. (На 100 тысяч молодых россиян приходится 15,85 смертей, наименьший уровень смертности у Германии (0,47) и Армении (0,5)).
А вы в своей жизни встречались с подобными ситуациями? Ответы учащихся
Не всегда человек может сразу сориентироваться как вести себя в данной ситуации. Сегодня мы с вами попробуем прожить несколько таких ситуаций.
Рабата в группах (4 шт.) – каждая группа 5 минут прорабатывает ситуационную задачу, отвечает на вопросы, после чего каждая группа защищает свою задачу (15 минут).
1. Ситуационная задача:
Два года назад в 5А класс пришел новый ученик – Сидоров Андрей - скромный мальчик с ослабленным здоровьем. Он не смог завести новых друзей, класс не принял его – он был «не такой как все», поэтому он сразу стал изгоем. На протяжении этих лет Андрей терпел оскорбления со стороны одних одноклассников, и равнодушие – со стороны других. Ребята не хотели общаться с ним, сидеть за одной партой, а в седьмом классе стали издеваться над ним, устраивать драки.
Ответьте на вопросы: 1. Как вы думаете, является ли это насилием?
2. Как вы считаете, кто не прав в этой ситуации?
3. Чем может закончиться этот конфликт?
2. Ситуационная задача:
Воробьева Инна пыталась починить линейку, которую сломала учительница. Линейна была не того размера, которого требовал учитель, плюс ко всему, Инна как всегда работала на уроке очень медленно, и учителю приходилось постоянно отвлекаться на нее. Кроме того, что учительница по геометрии постоянно кричит на Инну, она из урока в урок настраивает и детей против нее, выставляя в негативном свете.
Ответьте на вопросы: 1. Как вы думаете, является ли это насилием?
2. Как вы считаете, кто не прав в этой ситуации?
3. Чем может закончиться этот конфликт?
3. Ситуационная задача:
Иванов Максим, ученик 5Б класса, начал посещать футбольную секцию и стал хорошим футболистом, однако в школе он был не самым хорошим учеником и как бы не старался, имел плохую успеваемость по математике. Кроме того, что мама постоянно кричала на него за плохие оценки, называла дураком, а отец «брался за ремень», ему навсегда запретили посещать футбольную секцию.
Ответьте на вопросы: 1. Как вы думаете, является ли это насилием?
2. Как вы считаете, кто не прав в этой ситуации?
3. Чем может закончиться этот конфликт?
4. Ситуационная задача:
Кирилов Сергей после дополнительных занятий по русскому языку, выйдя из школы, увидел драку с участием своего одноклассника Петрова Саши. Один старшеклассник издевался над ним, а второй – снимал на камеру сотового телефона. Сергей отвернулся и пошел дальше.
Ответьте на вопросы: 1. Найдите примеры насилия.
2. Чем может закончиться этот конфликт?
Обсуждение ответов.
Способов решения и ухода от конфликта множество, для каждой ситуации – свое решение. Вопрос в том, как остановить насилие? Ответы учащихся
А можно просто быть терпимее, не так ли?
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Сегодня, 16 ноября – Международный День Толерантности.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному, но суть всегда одинакова – это терпение. В русском языке – это терпимое отношение к другим, отличающимся от тебя людей.
Мы не всегда можем избежать насилия, но каждый человек в праве выбрать каким будет он. Взаимоотношения между людьми могут развиваться по-разному. Каждый определяет, какой путь он выдерет для себя.
И я вам предлагаю построить свою лестницу толерантности.
Перед вами ступеньки, одна из которых есть ступенька “Терпимость”
Ступеньками можно двигаться вверх, а значит развивать отношения к лучшим и можно двигаться вниз, что будет означать ухудшение отношений.
Вам предлагаются 8 (товарищество, уважение, дружба, сотрудничество, обвинение, агрессия, дискриминация, насилие) разных понятий и типов отношений, поведения (на цветных полосках бумаги). Обсудите их в группах (каждой группе выдается клей, набор понятий, лесенка терпимости) и расположите в ступеньках вверх и вниз таким образом, чтобы на верхней ступеньке было слово, которое для вас означает наиболее положительный вид взаимоотношений между людьми, а последней внизу было понятие, которое, по вашему мнению, характеризует отрицательные отношения.
Учтите, что свободных ступенек 10, а предлагаемых понятий всего 8. Это означает, что два понятие должны быть предложено вами самостоятельно.
Построенные лестницы, группы прикрепляют на доску. Учитель комментирует: сильно ли отличаются ваши лестницы? Значит, мы все хотим одного и того же, мы все схожи в желании развивать положительные взаимоотношения. Скажите, как легче двигаться: подниматься по лестнице или спускаться? Конечно, подниматься, но нормальные позитивные отношения стоят этих усилий!
Рефлексия: призыв других людей быть толерантными (терпимыми) к окружающим.