Главная » Статьи » Мои статьи

Модель экологического образования в городе Северске на примере МБОУ «СОШ № 196»

Одним из составляющих компонентов социокультурного пространства Томской области и города Северска является экологическое образование и воспитание. Реализация этого направления осуществляется в рамках муниципальной программы «Непрерывное экологическое образование, воспитание и информирование населения ЗАТО Северск на 2012-2014 годы». Данная программа была сформирована на основе деятельности центров экологического образования и просвещения функционирующих на базе муниципальных учреждений образования и культуры. Программа была представлена на областной конкурс муниципальных программ и получила одобрение и поддержку (в том числе и финансовую) экспертной комиссии. Муниципальная программа ЗАТО Северск ориентирована на концепцию Томской области по непрерывному экологическому образованию и воспитанию населения до 2020 года. Непрерывность экологического образования обеспечивается участием разных возрастных групп населения в реализации мероприятий программы проводимых в течении всего календарного года.

Модель экологического образования, реализуемая в МБОУ «СОШ №196» органично вписывается в муниципальную программу. С 2011 года в школе функционирует Центр экологического образования. Непрерывность и системность экологического образования просматривается через реализацию следующих программ: «Новые открытия», «Удивительное рядом», «Юный эколог», «Эколог»; региональный компонент (уроки экологии 5-7 классы).

«Новые открытия» - программа естественно-научной направленности.

Реализация данной программы является необходимым этапом для осуществления в школе непрерывного экологического образования. Закладывая учащимся 4-6 классов в доступной и адекватной их возрастным особенностям форме основные фундаментальные принципы экологии и естествознания, создаются условия для будущей успешной проектно-исследовательской работы практически в любом направлении гуманитарного или естественного профиля. Данная программа – инвестиция в будущего выпускника, отвечающего всем запросам современной и будущей действительности, что одновременно является залогом успешности деятельности самого образовательного учреждения. Кроме того, осуществление программы «Новые открытия» позволяет реализовать преемственность опыта и знаний от учащихся старшей возрастной группы к младшей путем привлечения в работу экологического отряда школьников, давно занимающихся экологической работой.

Особенностью данной программы является то, что она основывается на интеграции учебного процесса и внеурочной деятельности. При этом в течение учебного года учащиеся параллельно изучению основных дисциплин во время урочной деятельности постепенно приобщаются к методам экологического мышления и исследовательскому подходу к познанию окружающего мира через различные занятия, экскурсии, мини-проекты. Затем более углубленное обобщение и закрепление полученных знаний ребята осуществляют в период летней оздоровительной компании.

«Удивительное рядом» - модифицированная программа социально-педагогической направленности, реализуется в рамках работы школьного эколого-краеведческого музея «Созвучие». Программа «Удивительное рядом» способствует актуализации и приобретению знаний о родном крае, его истории, природе, окружающей среде, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе.

 Данная программа ставит своей целью создать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведения и экологии при обучении и воспитании подрастающего поколения.

Программа также позволяет формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, создавать компьютерные программы, организовывать объединения учащихся на принципах самоуправления.

Программа «Эколог» социально-педагогической направленности в течении 2-х лет реализуется на занятиях в школьном Центре гражданского образования «Перспектива».

Теоретические и практические занятия, в рамках учебно-тематического плана проводятся как в учебное, так и в каникулярное время.

Большое значение имеет возможность проведения познавательных экскурсий, проведение хорошо организованных практических занятий.  Результативность работы курса определяется при проведении мини-конференции на заключительном занятии, а в последующем – умением реализовывать сформированные компетенции в социуме.

Рабочая программа кружка «Юный эколог» для 1- 4 классов в рамках внеурочной деятельности по ФГОС составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития российских школьников, Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Методическими рекомендациями «Моделируем внеурочную деятельность обучающихся» (пособие для учителей общеобразовательных учреждений Просвещение 2013, на основе Программы для общеобразовательной средней школы Экология региональный компонент образовательных стандартов Утверждено приказом № 109/7 от 15.06.01 Управления образования Томской области Под ред. канд. пед. наук. П.И. Горлова, засл. учит. РФ В.Г. Рудского, Экология Методические рекомендации для учителей 1-3 классов Под редакцией к.п.н. Горлова П.И. к.б.н. Купрессовой В.Б., засл. учит. РФ В. Г. Рудского).

Цель -  развивать новое мышление в области взаимодействия обще­ства и окружающей среды, содействовать духовно-нравственному развитию личности.

Формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы, здорового и безопасного образа жизни наилучшим образом осуществляется в летнее каникулярное время в эколого-краеведческих экспедициях.

Эколого-краеведческие экспеди­ции формируются в городе Северске с 1997 года и проводятся в раз­ных районах Восточной и Западной Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России. Летней детской эколого-краеведческой экспедиции обязательно предшествует подготовительная работа, которая проводится в рамках «Школы исследователя» (февраль), экологического отряда «Экопрофиль» (июнь), экологических площадок (каникулярное время в течение года).

В ходе эколого-краеведческих экспедиций осуществляются теоретические и практические занятия по естественно - научным дисциплинам с участием педагогов общеобразовательных школ, преподавателей Томских ВУЗов, специалистов экологического профиля (Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов ЗАТО Северск, институт мониторинга климатических систем СО РАО и др.)

Посещение различных регионов нашей страны позволяет участникам экспедиции познакомиться с разнообразием природных комплексов и ландшафтов (экологический и спортивный туризм), типичными представителями флоры и фауны регионов (экскурсии и исследовательская деятельность), с разнообразием условий жизни и комплексном характере хозяйственной деятельности населения, историческими и культурными особенностями местности (посещение музеев, встречи с коренными жителями).

В ходе экспедиции осуществлялся отбор проб почвы и воды в местах нашего пребывания, проводились замеры естественного радиационного фона, создавался фотогербарий, собирались экспонаты для коллекции школьных музеев.

Здоровый ребёнок это успешное будущее нации. В экспедиции создаются условия для укрепления физического и психического здоровья ребёнка. Туристские маршруты выбираются с учётом физической подготовленности детей. Радиальные выходы осуществляются в зависимости от наличия особых природных, исторических и культурных объектов, вызывающих интерес всех участников. Используются природные условия для закаливания организма. Организация поочерёдного дежурства дает возможность каждому участнику овладеть навыками самообслуживания, обустройства стоянки, приготовления пищи на костре при участии взрослых. По возвращению из путешествий родители отмечают, что их дети повзрослели, стали самостоятельней и уверенней. Стали внимательней к близким и окружающим их людям. Произошла переоценка ценностей и осознание своей роли в обществе и в природе.

Таким образом, в реализации модели непрерывного экологического образования в МБОУ «СОШ №196» мы наблюдаем все необходимые подходы к формированию экологической культуры. Системность просматривается через непрерывность проведения экологических событий в течении календарного года, систематичность – через участие и организацию мероприятий муниципальной программы на протяжении 10 лет. Структура модели экологического образования в школе подразумевает систематизацию через содержание программ по степеням обучения и их преемственности.

Категория: Мои статьи | Добавил: MatveevaMarina (22.02.2015)
Просмотров: 507 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
avatar