Главная » Статьи » Мои статьи |
Экологическое образование и воспитание в школе №196 является приоритетным и осуществляется через реализацию программ "Устремление" и "Новые открытия" туристско-краеведческой и эколого-биологической направленности, которые в свою очередь органично вписываются в городскую программу по воспитанию, образованию и информированию населения. С 2006г. школа является представителем Областной пилотной площадки в рамках реализации непрерывного экологического образования. Одной из проблем современного российского образования является разрыв между образовательным знанием и практической деятельностью, что не дает целостного восприятия естественнонаучной картины мира. Современные образовательные учреждения в основном предусматривают, но не создают условий для исследовательской деятельности и формирования учебно-исследовательской компетентности. Это, прежде всего, зависит от готовности самого педагога заниматься исследовательской деятельностью, оснащенности кабинетов и временными рамками учебных программ. Даже во внеурочное время подготовка к ЕГЭ является приоритетом. В связи с этим возникает противоречие между реальной ситуацией и концепцией модернизации российского образования, которая предусматривает компетентностный подход. Благодаря простроенной модели непрерывного экологического образования в нашей школе, при системном подходе, возможна реализация компетентностного подхода за счет интеграции теоретических знаний, полученных в школе и практической деятельности в условиях летних экологических площадок и экспедиций. Только при тщательной подготовке и грамотном проведении этих мероприятий возможно достижение поставленных целей. В условиях летних экологических практик, на наш взгляд, основным является развитие исследовательских компетентностей, которые неразрывно связаны с основными ключевыми (социальными, информационными, коммуникативными, учебно-познавательными) компетентностями. Именно исследовательская деятельность уменьшает разрыв между знаниевой областью и практической деятельностью. При развитии исследовательской компетентности в условиях летних экологических практик необходимо соблюдать дифференцированный подход, так как участники экспедиций и площадок изначально обладают различным «багажом» знаний. Поэтому совместно с педагогом и учащимися простраиваются индивидуальные образовательные маршруты. Именно здесь происходит особый тип общения между педагогом и учеником, в котором ученик выбирает тему, которая интересна ему, а затем они совместно планируют и организуют исследовательскую деятельность. После чего необходимо помочь ученику выявить собственный ресурс для достижения поставленной цели, и только после этого он имеет возможность самореализации в своем иногда небольшом, но исследовании. Летом 2010 г. на базе школы была проведена большая организационная работа для проведения традиционных событий экологической направленности. Это профильный экологический отряд "Экопрофиль" для учащихся 4-6 классов, который функционирует в июне с 2007г. Работа велась по авторской программе "Новые открытия", разработанной А.В. Кайгородцевым с учетом возрастных особенностей. В этом году нам представилась уникальная возможность проведения "Экопрофиля" на территории Национального парка "Самарская Лука". В поездке приняли участие 16 человек. В результате были подготовлены творческие работы с элементами исследования: 1. Физико-географическое положение Национального парка "Самарская Лука" 2. Достопримечательности Национального парка "Самарская Лука" 3. Флора и фауна Национального парка "Самарская Лука" 4. Климатические особенности Национального парка "Самарская Лука" 5. Мифы и легенды Национального парка "Самарская Лука" 6. Туристские походы Национального парка "Самарская Лука" 7. Особенности геологического строения Жигулевских гор А с 5 июля по 22 июля была проведена городская эколого-краеведческая экспедиция "Эколог - 2010", в которой приняли участие 30 человек (представители Северских школ – 196, 198, СФМЛ, лицея, а также МОУ "СОШ Усть-Бакчар"). Маршрут экспедиции: Хакасия (район с. Ефремкино) – Красноярский Край (с. Шушенское, фестиваль этнической музыки "Саянское кольцо") – Западный Саян (Природный парк "Ергаки"). Программа для экспедиций была тщательно подготовлена совместно с Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации ЗАТО Северск и городским Обществом "Знание" России. В ходе проведения экспедиции участники подготовили проекты, творческие работы, провели исследования по следующим темам: 1. Сравнительный анализ радиационной обстановки районов эколого- краеведческой экспедиции "Эколог - 2010" с г. Северск. 2. История развития гончарного дела 3. Генезис пещер Хакасии 4. Организация и проведение туристических маршрутов в Природном парке "Ергаки" 5. История развития Мраморного месторождения с. Ефремкино и его социальная значимость
6. Сравнительный химический анализ воды озер Власьево (Хакасия), Светлое (Ергаки) и Круглое (п. Самусь) 7. Достопримечательности Хакасии и Красноярского края 8. Флора и фауна Природного парка "Ергаки" 9. Связь пресс-службы Природного парка "Ергаки" с внешними СМИ и общественностью 10. Антропогенная нагрузка на и развитие волонтерского движения 11. Видовой состав растений верхового болота Луговое (Природный парк "Ергаки") 12. Международный этнический фестиваль "Саянское кольцо"
В процессе наблюдения за выполнением работ педагог имеет возможность выявить интересы, а возможно и одаренность ребенка, для того чтобы в дальнейшем порекомендовать ему развитие в конкретной предметной области. Первая проба своих сил по представлению выбранных проектов и исследований у многих детей происходит впервые на предзащите работ в условиях экологических экспедиций и площадок. Здесь они демонстрируют промежуточные результаты, полученные в ходе проведения самой экспедиции. Затем ученик имеет возможность углубить и расширить свои познания по данной теме (информационные компетентности становятся ведущими) в течение двух месяцев. Традиционно в ноябре проходит отчетная научно-практическая конференция по результатам работы летних экологических событий, где ученик может продемонстрировать свои успехи в проектно-исследовательской деятельности. На отчетную конференцию приглашаются представители Администрации, преподаватели ТГУ, педагоги, родители, сверстники и все желающие. С учетом замечаний и рекомендаций, учащиеся могут в течении следующего учебного года выступать на конференциях и конкурсах различного уровня. Таким образом, в рамках нестандартных летних экологических событий происходит формирование и развитие исследовательских компетентностей. | |
Просмотров: 386 | |
Всего комментариев: 0 | |