Главная » Статьи » Мои статьи

Создание условий для развития исследовательских компетентностей через организацию экологических событий

Экологическое образование и воспитание в школе №196 является приоритетным и осуществляется через реализацию программ "Устремление" и "Новые открытия" туристско-краеведческой и эколого-биологической направленности, которые в свою очередь органично вписываются в городскую программу по воспитанию, образованию и информированию населения. С 2006г. школа является представителем Областной пилотной площадки в рамках реализации непрерывного экологического образования.

Одной из проблем современного российского образования является разрыв между образовательным знанием и практической деятельностью, что не дает целостного восприятия естественнонаучной картины мира. Современные образовательные учреждения в основном предусматривают, но не создают условий для исследовательской деятельности и формирования учебно-исследовательской компетентности. Это, прежде всего, зависит от готовности самого педагога заниматься исследовательской деятельностью, оснащенности кабинетов и временными рамками учебных программ. Даже во внеурочное время подготовка к ЕГЭ является приоритетом. В связи с этим возникает противоречие между реальной ситуацией и концепцией модернизации российского образования, которая предусматривает компетентностный подход.

Благодаря простроенной модели непрерывного экологического образования в нашей школе, при системном подходе, возможна реализация компетентностного подхода за счет интеграции теоретических знаний, полученных в школе и практической деятельности в условиях летних экологических площадок и экспедиций. Только при тщательной подготовке и грамотном проведении этих мероприятий возможно достижение поставленных целей.

В условиях летних экологических практик, на наш взгляд, основным является развитие исследовательских компетентностей, которые неразрывно связаны с основными ключевыми (социальными, информационными, коммуникативными, учебно-познавательными) компетентностями.

Именно исследовательская деятельность уменьшает разрыв между знаниевой областью и практической деятельностью. При развитии исследовательской компетентности в условиях летних экологических практик необходимо соблюдать дифференцированный подход, так как участники экспедиций и площадок изначально обладают различным «багажом» знаний.

Поэтому совместно с педагогом и учащимися простраиваются индивидуальные образовательные маршруты.

Именно здесь происходит особый тип общения между педагогом и учеником, в котором ученик выбирает тему, которая интересна ему, а затем они совместно планируют и организуют исследовательскую деятельность. После чего необходимо помочь ученику выявить собственный ресурс для достижения поставленной цели, и только после этого он имеет возможность самореализации в своем иногда небольшом, но исследовании.

Летом 2010 г.  на базе школы была проведена большая организационная работа для проведения традиционных событий экологической направленности.

Это профильный экологический отряд "Экопрофиль"  для учащихся 4-6 классов, который функционирует в июне с 2007г.  Работа велась по авторской программе "Новые открытия", разработанной А.В. Кайгородцевым с учетом возрастных особенностей.

В этом году нам представилась уникальная возможность проведения "Экопрофиля" на территории Национального парка "Самарская Лука". В поездке приняли участие 16 человек. В результате были подготовлены творческие работы с элементами исследования:

1. Физико-географическое положение Национального парка "Самарская Лука"

2. Достопримечательности Национального парка "Самарская Лука"

3. Флора и фауна Национального парка "Самарская Лука"

4. Климатические особенности Национального парка "Самарская Лука"

5. Мифы и легенды Национального парка "Самарская Лука"

6. Туристские походы Национального парка "Самарская Лука"

7. Особенности геологического строения Жигулевских гор

А с 5 июля по 22 июля была проведена городская эколого-краеведческая экспедиция "Эколог - 2010", в которой приняли участие 30 человек (представи­тели Северских школ – 196, 198, СФМЛ, лицея, а также МОУ "СОШ Усть-Бакчар"). Маршрут экспедиции: Хакасия (район с. Ефремкино) – Красноярский Край  (с. Шушенское,  фестиваль этнической музыки "Саянское кольцо") – Западный Саян  (При­родный парк "Ергаки"). Программа для экспедиций была тщательно подготовлена совместно с Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации ЗАТО Северск и городским Обществом "Знание" России.

В ходе проведения экспедиции участники подготовили проекты, творческие работы, провели исследования по следующим темам:

 1.  Сравнительный анализ радиационной обстановки районов   эколого-

       краеведческой экспедиции   "Эколог - 2010" с г. Северск.

 2.  История развития гончарного дела

 3.  Генезис пещер Хакасии

 4.  Организация и проведение туристических маршрутов в  Природном  

      парке "Ергаки"

 5.  История развития Мраморного месторождения с. Ефремкино и  его

      социальная значимость

 

 6.  Сравнительный химический анализ воды озер Власьево (Хакасия),

      Светлое (Ергаки) и  Круглое (п. Самусь)

 7.  Достопримечательности Хакасии и Красноярского края

 8.  Флора и фауна Природного парка "Ергаки"

 9.  Связь пресс-службы Природного парка "Ергаки" с внешними СМИ и

       общественностью

 10. Антропогенная нагрузка на и развитие волонтерского движения

 11. Видовой состав растений верхового болота Луговое  (Природный

       парк "Ергаки")

 12. Международный этнический фестиваль "Саянское кольцо"

 

В процессе наблюдения за выполнением работ педагог имеет возможность выявить интересы, а возможно и одаренность ребенка, для того чтобы в дальнейшем порекомендовать ему развитие в конкретной предметной области.

Первая проба своих сил по представлению выбранных проектов и исследований у многих детей происходит впервые на предзащите работ в условиях экологических экспедиций и площадок. Здесь они демонстрируют промежуточные результаты, полученные в ходе проведения самой экспедиции. Затем ученик имеет возможность углубить и расширить свои познания по данной теме (информационные компетентности становятся ведущими) в течение двух месяцев. Традиционно в ноябре проходит отчетная научно-практическая конференция по результатам работы летних экологических событий, где ученик может продемонстрировать свои успехи в проектно-исследовательской деятельности. На отчетную конференцию приглашаются представители Администрации, преподаватели ТГУ, педагоги, родители, сверстники и все желающие. С учетом замечаний и рекомендаций, учащиеся могут в течении следующего учебного года выступать на конференциях и конкурсах различного уровня.

Таким образом, в рамках нестандартных летних экологических событий происходит формирование и развитие исследовательских компетентностей.

Категория: Мои статьи | Добавил: MatveevaMarina (22.02.2015)
Просмотров: 386 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar